Открытый урок по теме Строение и функции кожи. 8-й класс

  • Егошина Татьяна Алексеевна, учитель биологии

Цели урока.

Образовательная

  1. Познакомить учащихся со строением кожи и
    функциями кожи, волос и ногтей.
  2. Выработать навыки установления связи между
    строением и функциями кожи.

Воспитательная

  1. Воспитывает толерантное отношение к друг другу.
  2. Воспитание навыков гигиены по уходу за кожей.

Развивающая

  • способность самостоятельной организации
    процесса усвоения знаний;
  • принимать самостоятельные решения;
  • мыслить критически и оригинально;
  • разрешать конфликты и смягчать разногласия;
  • самостоятельно получать информацию;
  • использовать новые идеи для достижения цели;
  • контролировать свои эмоции;
  • развивает уверенность в себе;
  • планировать пути достижения цели;
  • дает возможность принимать самостоятельные
    решения.

Оборудование: презентации,
проектор, компьютеры, рабочие тетради на
печатной основе, схема строения кожи в виде
презентации, лупы, волосы и ногти в чашечках
Петри, пинцеты. Папки с заданиями и необходимым
материалом для урока.

В папку вложены: Презентации

1. Схема строения кожи (приложение №1).

2. Термины, необходимые для усвоения строения
кожи. (Приложение №2).

3. Схема строения волоса (приложение №3).

4. Схема строения ногтя (приложение №4).

5. Распечатка “рыбы” для подведения итого.

6. Таблица состава группы, для выставления
итоговых оценок на каждом этапе урока, в том
числе и на заключительном этапе.

7. У каждой группы карточки красного цвета,
поднимая которые, группа сообщает о готовности к
ответу.

Ход урока

1. Изучение нового материала.

Класс, до урока, делится на группы по пять
человек, в состав группы входи сильный ученик,
ученик хорошист, ученик успевающий
удовлетворительно по предмету (или 2) и ученик
часто болеющий, не совсем успевающий усваивать
материал со всем классом. Группы получаются
разноуровневые.

.Каждую группу возглавляет ученик-эксперт,
сильный ученик, который руководит группой,
организовывает работу группы на всех этапах.

Для каждой группы готовятся отдельные
папки-инструкции с материалом для изучения темы
“Функции кожи” с использованием метода
критического мышления

На стадии вызова.

Вступительное слово учителя, сообщающего о том,
что с сегодняшнего у рока и в течение трех уроков
начинается изучение новой системы, которая
играет значительную

роль в жизни человека, весит почти 3 кг, площадь
приблизительно 2,5 м2.

Как называется эта система?

Ученики дают ответ: “Это покровная система,
основной частью которой является кожа”.

— Молодцы. А теперь давайте подумаем вместе,
зачем человеку нужна кожа.

Ученики перечисляют” Кожа придает
эстетический внешний вид.

Кожа защищает от внешних воздействий.

Кожа может запасать кровь.

— Совершенно правильно. Следовательно, мы можем
утверждать, что кожа выполняет определенные
функции.

— Да, конечно. Это жизненно важные функции:
защитная, дыхательная, рецепторная,
терморегулирующая, кожа может участвовать в
обмене веществ.

— Молодцы, вы совершенно правильно называете
функции кожи. Скажите, если учесть что мы с вами
сегодня впервые говорим о коже, сможем мы с вами
перечислить все функции?

Ответ детей: “Нет. Для того чтобы назвать все
функции, мы должны изучить материал”.

— Что бы еще, кроме выполняемых функций, вы
хотели знать о собственной коже.

Ответы учеников: Строение, потому что, не зная
строения сложно говорить о функциях”.

О заболевания кожи и их причинах.

О травмах кожи и способах оказания первой
помощи.

Об уход за кожей и кожными образованиями.

Ученики, отвечая на вопросы учителя,
выстраивают схему – кластер “Кожа” . На основе
схемы делают вывод, с какой целью необходимы
знания о коже, ставя, таким образом, перед собой
цель с которой изучается данная тема.

Схема выводится на экран в виде презентации.

Стадия смысловая

Ученикам предлагается достать из папок
приложение №1 (схема строения кожи) и

приложение №2 (термины).

— Разложите, пожалуйста, на игровом поле
(Приложение №1) термины строения кожи не
пользуясь помощью учебника.

Ученики раскладывают термины, допуская ошибки.

На экран выводится презентация “Строение
кожи”, на основе которой идет объяснение нового
материала. Ученики внимательно слушают и вносят
изменения в своих схемах.

К концу объяснения на схемах только правильно
разложенные термины.

После исправления ошибок ученики в тетрадях на
печатной основе выполняют задание №156 “Строение
кожи”, руководствуясь заполненной схемой и
презентацией выведенной на экран.

Эксперты подводят итоги первого этапа урока и
выставляют оценки каждому ученику группы, после
обсуждения с группой.

— Переходим к следующему этапу урока и теперь
уже зная строение кожи, поговорим о том, какие же
функции может выполнять кожа. Для этого мы с вами
выполним лабораторную работу, проведем
самонаблюдение.

— Рассмотрите поверхность тыльной стороны
кисти, а потом ладони.

— Повторите наблюдение, используя лупу.

— Что вы можете сказать о покрове тела человека?

— Какие функции он может выполнять?

Ответ: На тыльной стороне кисти практически
отсутствуют потовые железы, а на ладонной
стороне их много, выходы протоков потовых желез
видны в виде еле заметных протоков, скорее всего
это отверстия протоков потовых желез и именно
через них происходит выделение пота на
поверхность тела и кожа охлаждается.

— Посмотрите внимательно на ваши схемы, в каком
слое кожи располагаются потовые железы и
подумайте, как мы назовем эту функцию.

Ученики дают ответ: “Потовые железы
располагаются в дерме и выполняют выделительную
функцию. Но пот имеет очень неприятный запах и
поэтому человеку необходимо соблюдать правила
личной гигиены и еще потому, что пот является
средой, в которой могут селиться и размножатся
различные бактерии. Кроме этого пот может
склеивать частички отмирающих клеток эпидермиса
и затруднять кожное дыхание”.

— Обратите внимание, слой дерма имеет
дополнительные образования – это ногти и волосы.
Давайте поговорим о них подробнее.

Продолжение выполнения лабораторной работы.
Инструкция в учебнике на стор.204.

Из папок достаньте приложение №3 и №4
(презентация строения волоса и ногтя).

Дайте ответ на вопросы.

1. Имеют ли ногти и волосы клеточное строение.

2. Рассмотрите строение ногтя. Объясните, как
можно доказать отсутствие в ногтях кровеносных
сосудов и нервных окончаний.

3. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев,
объясните

а) почему по отпечаткам пальцев можно
установить личность человека,

б) почему кончики пальцев обладают большой
чувствительностью.

Ответ: (Подушечки пальцев,обладают
многочисленными осязательными рецепторами,
которые находятся в углублениях между
папиллярными линиями, в области ладоней их
значительно меньше. Поэтому и чувствительность
разная. Если прокатит между ладоней рук карандаш,
то его грани ощущаются плохо. С помощью пальцев,
их можно прощупать достаточно отчетливо.)

3. Возьмите из чашечек Петри по одному волоску и
рассмотрите его.

Какими свойствами он обладает?

4. Сделайте вывод: что такое волосы и ногти?
Какой слой кожи участвует в их образовании? Как
мы назовем эту функцию?

Ответ: Образование ногтей и волос связано со
слоем дерма, наибольшая часть рецепторов
располагается в дерме. Следовательно, мы можем
утверждать, что дерма выполняет рецепторную
функцию и образовательную”.

Дополнение ответа: Мы установили, изучив
рисунок на кончиках пальцев у учеников своей
группы и присутствующих гостей, что рисунок не
повторяется, у каждого из испытуемых он свой,
индивидуальный, на что и опирается
криминалистика.

Дополнение: Волосы и ногти имеют клеточное
строение, но в них не проходят кровеносные сосуды
и поэтому, когда мы их стрижем, то не наблюдаем
кровотечения.

Кроме этого окраска волос у людей очень разная,
наверное, волосы содержат красящие пигменты.

Вот теперь мы с вами переходим к следующему
этапу урока.

— Прочитать самостоятельно функции кожи стр.202
вашего учебника

Каждая группа изучает свою часть параграфа.

После прочтения эксперты уходят в другие
группы и объясняют другим группам свою часть
материала. Смена осуществляется 4 раза

На основании изученного материала ученики
готовят отчеты по изученному материалу,
используя различные методы критического
мышления, т.е. переходят к смысловой стадии.

На столах учеников компьютеры, цветные
карандаши, бумага для рисования.

Предлагается сделать отчет в любой доступной
группе форме.

Возвращаясь назад, могу сказать, что в основном
отчеты были выполнены в форме презентаций.
Каждая из групп приготовила презентацию об одной
из функций, выполняемых кожей и приготовила
отчет об этой функции.

После обсуждения на доску выводится кластер,
составленный в начале урока, и дополняется вновь
появившимися знаниями, кроме этого из папки
достается следующее приложение, фишбоун (или
“раба”) и вносятся функции и строение кожи.

В голову “рыбы” вписывается тема урока,
верхняя часть ребер содержит перечисление слоев
кожи, в нижней части расположены функции каждого
слоя кожи, в хвосте записывается вывод всего
урока, что еще раз убеждает между строением и
выполняемыми функциями существует теснейшая
взаимосвязь.

Подведение итогов:

У учеников на столах лежат заранее
приготовленные таблицы, расчерченные по этапам
урока, эксперты, после обсуждения в группах,
выставляют оценку каждому ученику по итогам его
работы.

Итоговая таблица, с оценками учеников,
выводится на экран.

Домашнее задание: & 39.

Добавить комментарий