Занятие по правилам дорожного движения. Переход по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу

  • Гурьева Ирина Леонидовна, учитель начальных классов

Цели занятия:

1) Формировать систему знаний, умений и навыков
учащихся по правилам дорожного движения.

2) Повторить и закрепить знания о светофорах и
их сигналах, познакомить с видами светофоров.
Довести до детей важность сигналов светофора.

3) Познакомить с правилами перехода проезжей
части по регулируемому и нерегулируемому
пешеходному переходу

4) Развивать наблюдательность,
самостоятельность мышления, внимательность на
дорогах. Учить пользоваться полученными
знаниями в повседневной жизни.

Оборудование: полотно дорожной разметки,
светофоры, знаки дорожного движения.

Ход занятия

1. Организационный момент

Все люди: и взрослые, и дети, как только выйдут
на улицу, сразу становятся пешеходами. Шагнул
левой ногой, шагнул правой — только и всего?!

Шагать и в самом деле нетрудно по комнате, по
парку, там, где нет транспорта.

Ты вышел из дома в таком настроении,
Что птицам завидно в саду,
Но если не знаешь ты правил дорожного движения,
Недолго попасть и в беду.

Чтобы сохранить здоровье и жизнь, мы должны
строго соблюдать правила пешехода.

2. Беседа о светофорах: виды светофоров и их
сигналы

Сегодня мы поговорим о, казалось бы, всем
известном и хорошо знакомом помощнике пешеходов
на широких трассах, проспектах — светофоре. А
почему светофор назвали “светофором”?
“Свет”-это понятно, “фор” произошло от
греческого слова “форос”, что означает
“несущий” или “носитель”. А всё вместе
“светофор” -значит, “носитель света”, “несущий
свет”. Он и верно несет свет трех разных цветов.

Расскажите о значении этих цветов светофора. (Ответы
детей)

Светофоры бывают разные: состоящие из 2
сигналов — для пешеходов, из 3 сигналов – для
водителей. Управляются светофоры как
автоматически, так и с помощью специальной
кнопки “по требованию”. Появились светофоры с
циферблатом.

3. Беседа “Переход проезжей части по
регулируемому пешеходному переходу”

Переходя проезжую часть даже по зеленому
сигналу светофора, убедись, что все автомобили
пропускают тебя и только после этого начинай
движение.

Послушайте, я расскажу вам один случай из жизни.
Друзья стояли на пешеходном переходе и терпеливо
ждали, когда загорится зеленый сигнал светофора,
обсуждая при этом итоги контрольной работы по
математике. И когда светофор загорелся
разрешающим сигналом, один из ребят, не глядя по
сторонам и продолжая разговаривать, ступил на
пешеходный переход. Поскольку он не
сосредоточился на переходе проезжей части, то не
обратил внимания, что по второй полосе с
включенным световым сигналом на высокой
скорости двигался автомобиль “Скорой помощи”.
Спас мальчика только профессионализм водителя
специального автомобиля, который сумел
вывернуть руль и предотвратить наезд на
пешехода. И это только один из вариантов, которые
могут произойти на регулируемом пешеходном
переходе. Также у водителя транспортного
средства может случиться неисправность
тормозной системы, рулевого управления,
ухудшиться самочувствие самого водителя или, что
тоже возможно, человек, управляющий автомобилем,
может быть просто нарушителем. Но ведь пешеходу
трудно предугадать такое развитие событий.
Прежде, чем переходить проезжую часть, убедись,
что дорога свободна!

Итак, вы внимательно выслушали правила
перехода проезжей части. Теперь покажите, как
нужно переходить улицу (ученики демонстрируют
переход улицы по регулируемому пешеходному
переходу).

Получается, что вам всем необходимо перейти на
одну сторону дороги. В обычной жизни при переходе
проезжей части нам навстречу тоже идут пешеходы.
Как же правильно двигаться, идя навстречу друг
другу? (Придерживаясь правой стороны). Давайте
девочки будут стоять на одной стороне дороги,
мальчики на другой. Попробуем перейти дорогу,
двигаясь навстречу друг другу (ученики
переходят по пешеходному переходу).

А в каких случаях мы тоже должны двигаться,
придерживаясь правой стороны?

(В метро, при движении на эскалаторе, на
лестнице, на тротуаре и т.д.)

4. Беседа “Переход проезжей части по
нерегулируемому пешеходному переходу”

Светофор наш помощник при переходе проезжей
части. Как им пользоваться мы вспомнили и
потренировались на нашем дорожном полотне. Но, к
сожалению, большинство небольших улиц во всех
городах невозможно оборудовать светофорами, а
нам чаще всего приходить дорогу именно по таким
улицам. Какие правила нужно знать, чтобы перейти
проезжую часть в данном месте? (Ребята отвечают
так, как понимают ситуацию, учить обобщает:

  1. Подойдя к проезжей части в месте
    нерегулируемого пешеходного перехода,
    необходимо прекратить все разговоры,
    сосредоточиться на дороге, т.е. дорогу нужно не
    только видеть, но и слышать.
  2. Подойдя к проезжей части, посмотрите налево,
    затем направо. Убедитесь, что в зоне видимости
    нет транспортных средств или они все
    остановились, пропуская пешеходов.
  3. Начинайте переход строго под прямым углом,
    чтобы обзор проезжей части был полным.
  4. Постарайтесь не переходить проезжую часть, если
    не уверены, что перейдете ее за один раз, не
    останавливаясь на разделительной полосе.
    Разделительная полоса одно из самых опасных мест
    на дороге. И если такое все же случилось, вам
    пришлось остановиться на разделительной полосе,
    стойте

спокойно, не делайте неосторожных движений,
чтобы водитель был уверен в твоих действиях.

Продемонстрируйте нам, как нужно переходить
улицу с одной стороны на другую в тех случаях,
когда пешеходный переход не оснащен светофором. (ученики
переходят по пешеходному переходу).

Итак, мы выяснили, что переходить дорогу
нужно только по пешеходному переходу. Как
выглядит разметка, обозначающая пешеходный
переход тоже знаем. Для чего тогда нужны дорожные
знаки, указывающие на пешеходный переход? (Знак
стоит для водителя около пешеходного перехода и
предупреждает о возможном появлении пешеходов;
зимой разметку заносит снегом; разметка может
стереться).

Ребята, а как быть в тех случаях, когда на
проезжей части нет пешеходного перехода? (Существуют
надземный и подземный пешеходный переходы).
О
их наличии сообщают следующие дорожные знаки (демонстрация
знаков, название).

5. Закрепление изученного материала. Проверка
знаний

Давайте проверим ваши знания, рассмотрев
несколько случаев перехода проезжей части, в
которых были допущены ошибки: (инсценировка).

  1. Пешеход подходит к проезжей части, в ушах
    наушники от плеера, он посмотрел налево, затем
    направо и перешел проезжую часть (нужно снять
    наушники, сосредоточить внимание на дороге).
  2. Две девочки подходят к проезжей части и
    разговаривая начинают переходить дорогу (нельзя
    переходить дорогу, разговаривая, в таком случае
    внимание отвлечено).
  3. Пешеход подходит к проезжей части, видит на
    другой стороне дороги своих друзей, и не глядя на
    дорогу, наискосок, перебегает проезжую часть
    (нельзя наискосок, нельзя бегом, нельзя не глядя).
  4. Ребенок, переходя дорогу правильно, случайно
    роняет на проезжую часть предмет.
    Останавливается, поднимает предмет и продолжает
    переход (так поступать нельзя, нужно закончить
    переход, попросить взрослых помочь достать
    предмет с проезжей части дороги).

6. Итог занятия

Помните! Ничто не должно быть важнее вашей
жизни! Знайте и строго соблюдайте правила
дорожного движения!

Добавить комментарий